Проведение торгов
Самый сложный процесс в работе ломбардиста – это проведение торгов. Но рано или поздно он наступает. Многие ломбарды придерживаются золотого правила «Вышедшее на торги золото – ушедший клиент», но перегнуть палку и тут не очень хочется.
С чего начнем. 1. Определяем залоговые билеты, по которым истек льготный период. Проводим визуальную ревизию, осуществляем контрольный звонок залогодателю (болезнь, командировка, иные обстоятельства – все это может быть причиной отсрочки платежа.) и с тяжелой душой принимаем решение, что залоги по таким залоговым билетам необходимо реализовать с торгов. На самотек это все пускать нельзя – должен быть четкий регламент выхода билетов на торги. В учетной программе должен быть отчет, который бы автоматически определял все такие билеты. Не забываем известить об этом залогодателя в письменной форме (умный ломбардист извещение о проведении торгов вручает вместе с залоговым билетом).
2. Создается приказ, утверждается комиссия в составе минимум двух человек (комиссия может быть постоянно действующей на основании приказа), производится вскрытие упаковочных пакетов, составляется реестр. Если при вскрытии выявляется несоответствие веса или категории, то разница взыскивается с виновного лица.
3. Залоговое имущество из этих билетов складываем в отдельную инкассаторскую сумку. Создаем документ «Подготовка к торгам», в которой указаны залоги и билеты. Для залогодателя еще ничего не потеряно, даже на этой стадии он может выкупить свои изделия, заплатив лишь причитающиеся ломбарду проценты за кредит и штрафные проценты за просрочку.
4. Если ломбардов у вас несколько, то разумнее всего процедуру торгов производить в одном месте (условно назовем его центральным офисом), для этого необходимо все залоговое имущество переместить в центральный офис (в качестве сопроводительного документа использовать Накладную на перемещение).
5. Производим предпродажную подготовку изделий (чистим, моем, полируем), устанавливаем продажные цены.
6. В Ломбарде обязательно должны быть утверждены Правила проведения торгов, которым и надо соответствовать.
7. Торги должны быть публичными, как правило, в форме аукциона по английскому или голландскому методу. Необходимо объявление о торгах в средствах массовой информации. Интернет – тоже пресса. Кто-то считает, что объявление на дверях ломбарда «проводятся торги» - опять же средство массовой информации, пока обратное не будет доказано.
8. Участников аукциона должно быть не менее трех. Победителем объявляется тот, кто предложит максимальную цену за лот. Залогодатель имеет приоритетное право по приобретению своего залога даже на аукционе. При равенстве цены победителем признается именно он. Тонкий момент – просроченное залоговое имущество становится собственностью ломбарда лишь на мгновение… в тот момент, когда залог переходит к покупателю. Оформляются документы «Расходная накладная» и «Приходный кассовый ордер» («Платежное поручение» при безналичной оплате). Обязательна регистрация участников и протокол проведения торгов.
9. Торги начинаются с объявления правил проведения, присутствующие лица влиять на ход торгов или нарушать правила не имеют права. Раньше могла вестись видеозапись торгов, теперь в связи с Законом о защите персональных данных такая практика под сомнением. «Торги по каждому лоту начинаются с объявления организатором торгов предмета аукциона, краткой его характеристики, метода проведения торгов, стартовой цены и шага изменения цены. Организатор торгов вправе менять шаг изменения цены в процессе торгов, объявляя об этом. Шаг изменения устанавливается в размере до 10% текущей цены лота». Правила проведения аукционов стандартны, поэтому данный аспект не должен вызвать каких-то сложностей. Победитель обязан заключить договор в течение оговоренных сроков (как правило, не более трех дней), все реквизиты должны быть достоверными, иначе торги могут быть признаны несостоявшимися.
10.
Заполняется 810 форма, Ставка сбора – 3% от стоимости реализации. Опубликованный Налоговый кодекс с учетом послаблений ликвидировал аукционный сбор.
11.
Если наши взаимоотношения с государством не отрегулированы до конца, то читаем Главу 66 Налогового кодекса, статьи 463-468.
12. Не забываем, что залогодатель имеет право на разницу между суммой кредита и суммой продажи с аукциона за вычетом расходов на проведение этого самого аукциона.
13. Крайний случай, если торги не состоялись, тогда невыкупленное залоговое имущество может быть оприходовано на баланс предприятия. Аукционный сбор не платится, а ломбард в конце налогового периода сдает Декларацию по КПН, где опытный бухгалтер разложит все по полочкам.
Конечно, почти все аукционы проводятся в кулуарах, золото продается знакомому ювелиру или ювелирному заводу, участники торгов формальные, объявления в СМИ на уровне слухов, а ювелирные изделия хорошего качества и современного дизайна продаются с витрины того же ломбарда. Но поставлено ли это имущество на баланс предприятия? Соблюдается ли закон о клеймении?
Есть инициативная группа, которая проталкивает свои интересы на самом высоком уровне, мотивируя свои действия тем, что продажа ювелирки ломбардами на самом деле таковой не является – это просто возмещение своих же кредитных расходов. Но ситуация двойственная… собственно ломбарды и принимают золото в силу высокой ликвидности по цене лома. А пытаются золото продать уже как ювелирное украшение. Пока нас несет стихия НЭПа, но надолго ли?
Спасает лишь то, что ювелирные магазины и ломбарды, как правило, являются аффилированными предприятиями, в противном случае ломбарды имели бы жесткий прессинг со стороны профильных магазинов. А там лобби очень значительное. Кому в торговых центрах отданы лучшие площади? Ответ риторический.