Повышение зарплаты

Повышение зарплаты

     Однажды в детстве родители мне купили книжку Чарльза Поулсена «Английские бунтари»: Восстание Уолта Тайлера, Оливер Кромвиль и прочие интересные события из английской истории. Но главный лейтмотив – это «многовековая традиция движения социального протеста».

Вам повезло, если вы путешествовали по Европе, и ни разу не попали на забастовку авиадиспетчеров. А мне вот доводилось… даже для обычного человека приятного мало, но для работодателя такое событие связано с многомиллионными убытками.

В буржуинском мире, к коиму мы стремимся, принято периодически напоминать работодателю о прибавке к заработной плате. Не получается легким путем, значит с помощью забастовок. На постсоветском же пространстве лишь редкие протесты шахтеров получили свою известность. Остальные же люди вынуждены идти более-менее традиционным путем.

Итак, в моем сознании переключатель «величина моей зарплаты» остановился на отметке «низкая». Объем работы увеличился, инфляция и цены выросли, средний уровень зарплаты в профессиональной среде выше на порядок, и новые люди в компанию приходят уже на зарплату, которая значительнее моей. Что же делать в такой ситуации? Правильно – просить повышения.

За годы работы наемным специалистом мне повысили зарплату 3 раза:

— первый раз, когда, когда зарплата значительно отстала от инфляции;

— второй раз, когда ведущий сотрудник ушел и откусил половину бизнеса; дабы сохранить остальное, шеф вынужден был повысить зарплату на порядок;

— третий раз, когда я сам его об этом попросил.

В четвертый раз, когда уровень моих знаний достиг значительных высот, а отток квалифицированных кадров в отрасли стал катастрофическим, я не стал просить прибавку в виде 20-30%, а просто написал заявление на увольнение, зная, что получу на рынке зарплату в 2-3 раза выше нынешней. Но это уже совсем другая история.

В чем заключались мои ошибки в процессе трудовой дейтельности? Я просто не хочу, чтобы другие их повторяли…

  1. Уровень моих знаний рос медленными темпами, я пытался охватить многое, а надо было сосредоточиться лишь на перспективных направлениях и узких областях.
  2. Я считал, что, видя мое стремление, руководитель будет сознательно и планомерно повышать заработную плату. А он об этом как бы и не подозревал, а я ему уже придумывал обидные клички и тихо ненавидел.
  3. Я боялся просить (но это уж такой характер, я считаю это ниже своего достоинства), а шеф этим пользовался беззастенчиво. Тогда я встал на ту же ступеньку развития… поднялся или опустился… так и не решил.
  4. Надо было увольняться, когда из уст шефа уже на первом году работы я услышал фразу «Кто ж выполняет обещанное», но молодость не позволила до конца оценить этот опус.

Могу сказать, что когда я решился на разговор, то вооружился статистикой, показав, как благодаря моим действиям выросли его доходы. Что я услышал в ответ? В ответ я услышал тираду, что своей просьбой повысить зарплату на 20% я нагибаю весь коллектив из 30 с лишним человек в целом и его (шефа) в частности. А шеф, надо сказать, у нас был любителем посещать всякие тренинги, откуда он любил привозить умные мысли в виде «расширение зоны ответственности» и «нематериальное стимулирование сотрудников». У шефа, кстати, было «великолепное» качество, которое еще Макс Отто фон Штирлиц подметил у своего непосредственного начальника Вальтера Шелленберга: он впитывал чужую мысль, как губка, затем переваривал ее в течение двух-трех месяцев и преподносил на планерке как собственную. Отвлекся я, но слова о том, что я нагибаю шефа, мне понравились. Одним словом, мы не договорились. Шеф переспал с этой мыслью ночь. А на следующий день моя зарплата увеличилась на искомую величину.

Все тренинги для руководителей учат в таких случаях тянуть резину. Ответ «подумаю» уже через день следует воспринимать как отрицательный.

Могу приоткрыть тайну над одним своим качеством —  на рынке я раньше никогда не торговался, чем наводил на продавцов скуку. Может я тюха? На самом деле, я давно определил для себя круг из 5-7 человек, у которых приемлемое соотношение цена/качество и старался совершать покупки только у них, находясь в зоне комфорта. Но и эти продавцы были мне благодарны (да и себе тоже), так как в дни, когда ни у кого не было торговли, к ним все-равно приходило по 15-20 таких как я, обеспечивая хотя бы минимальную выручку, в то время как остальные сосали палец.

«Но времена, они меняются». И сейчас торг я воспринимаю как обыденную часть процесса. Вот и разговор о повышении надо воспринимать как состязательный диспут. Вы получите ровно то, о чем сможете договориться, хотя зависимость от деловых качеств все-таки просматривается.

Но, если ваша самоидентификация расширяется, то и сознание босса не стоит на месте. Такой вот интересный факт: два года назад шеф любил на каждой планерке ругать руководителя конкурирующей фирмы, мол тот постоянно прикидывается дурачком и на каждый неудобный вопрос отвечает: «А? Чо?». Прошло время, но наш же шеф умнее (мы помним, что хорошие мысли он переваривает и впитывает), и теперь он уже на каждый неудобный вопрос отвечает: «А? Чо?».  А любое ваше обоснование он разбивает убийственным аргументом: «И чо»?

Но, с другой стороны, есть очень хорошая фраза: «Если ЭТО не сказано, то ЭТО как бы не существует».

     «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.»

Такое вот наблюдение психологов: кто рос в значительном женском окружении (5 мальчиков в классе из 25 человек, учеба парня на «женском» потоке в институте и т.п.), тот менее овладел конкурентным искусством «борьбы за внимание». Человек не напитался опытом «отказов», а ситуация с повышением зарплаты в большей степени чревата именно отказом, поэтому и воспринимается она изначально проигрышной.

Разные исследования говорят, что 60-90% людей не пойдут к шефу с просьбой о прибавке, в то время как 50-75% просящих прибавку получают. Истина лежит посередине: работает 100, просят 25, получают 15. Хороший процент для работодателя, плохой для работника.

Сейчас все изданиz на эту тему наполнены советами, как надо просить и какие аргументы приводить, психологи советуют работать с методом возражений, а что на самом деле думает шеф, когда его просят?

«Я строю дом, мои дети учатся за границей, я экономлю каждую копейку»… этот ряд можно продолжить. Шеф должен иметь большие деньги, а вы покушаетесь и на деньги, и на стабильность их притока. Механизм вашего замещения запущен, и шефу остается лишь положить на весы плюсы и минусы.

Сайты ХХ.Ру и им подобные сильно упростили задачу в таком разговоре – обе стороны владеют информацией о рынке труда. Босс понимает, сколько квалифицированных людей придет вам на смену, вы понимаете, сколько вакансий в городе вас ждет.

Могу сказать, что строительство недвижимости и обучение детей – это главные аргументы, пересилить которые практически никак невозможно. Если босс находится на этой стадии, то лучший выход – это уйти из компании. Если же это не так, что оцените себя по следующим критериям и смело топайте на разговор:

— В моей работе в последнее время не было больших ошибок. Я – сама стабильность.

— Я ориентирован на результат.

— Я делаю больше, чем другие, и жертвую личным временем.

— Я не боюсь брать на себя ответственность.

— Репутация компании для меня не пустой звук.

— Я учусь и стараюсь быть в производственном тренде.

Но даже если вы не соответствуете всем этим критериям, то подумать об этом все-равно лишним не будет.