Взаимоотношения с хэдхантингом
Из Википедии: «Хедхантинг (от англ. headhunting — охота за головами, где head — голова и hunting — охота) — это одно из направлений поиска и подбора персонала ключевых и редких, как по специальности, так и по уровню профессионализма специалистов. Главные бухгалтеры, юристы, руководители предприятий и специалисты узких профилей наиболее часто становятся объектом внимания хедхантеров».
Многие считают, что хэдхантеры охотятся в основном на эксклюзивных работников, таких как топ-менеджеры или крутые IT-специалисты, но… Но вы оглянитесь вокруг… способных и образованных работников все меньше, а думающих и работающих из них вообще единицы. Поэтому с каждым днем проблема квалифицированных кадров встает все острее. Прошли лихие девяностые, кода кондукторами работали люди с двумя дипломами в кармане и кандидатской диссертацией за пазухой.
Три наиболее уязвимые в ломбарде профессии: бухгалтер, эксперт-оценщик, исполнительный директор и администратор. Последние две на вес золота (999 пробы, конечно).
Суть хэдхантера в отличие от кадровых агентств – это активный поиск, но и любые другие методы пассивного сбора информации не чужды им. Логика работодателя, который нанимает хэдхантера проста – в сжатые сроки хороший работник в кармане.
В качестве показательного примера всей структуры взаимоотношений с работниками я буду использовать реальную ситуацию с двумя компаниями, которые оказались на грани краха. Из-за чего возникла эта грань, я и расскажу.
Активный поиск – это, прежде всего, «переманивание» нужного специалиста. И тут вступают в действие рыночные факторы:
Простая логика работодателя – куда от меня денется администратор ломбардной сети, если сеть в нашем городе всего одна? Жизненная ситуация – смотрю, полтора года назад на нашей улице открылся ничем не примечательный ломбард зеленого цвета, а через год таких ломбардов в городе уже 12. А сегодня их уже 27. Шустрые ребята, значит и с кадрами они поступят также бесцеремонно. И риск нарисовался на ровном месте.
И вот тут появляется хэхантер, который обещает именно то, чего работнику не хватает. И защиты от него никакой.
Конечно, интернет пестрит многообразием способов защиты от переманивания сотрудников:
Ну и главная защита, по мнения ведущих специалистов в этой области, это создание картельного сговора между фирмами-конкурентами, согласно которому эти фирмы не будут переманивать друг у друга сотрудников и брать их на работу в течение года. Плюс это позволит не поддаваться на шантаж ведущих специалистов по поводу повышения зарплаты и улучшения прочих благ.
Опыт гласит – такое соглашение, заключенное на год в понедельник, к среде теряет силу, а в пятницу уже полностью утрачивает дееспособность.
Еще один совет: подослать «своего хэдхантера» к сотруднику и сделать заманчивое предложение. Есть и обратная сторона медали, если сотрудник таким образом узнает о ваших намерениях, то это его лишь подтолкнет к уходу (где доверие?). И не надо забывать, что после интереса к своей персоне со стороны хэдхантера, сотрудник на долгий период выключается из производственного процесса, даже если он стрессоустойчив. Он продумает заново всю цепочку своих бизнес-процессов и сравнит с ее с заработной платой. Вполне вероятно, что сделанный вывод подведет его к активным шагам в сторону, в которую он и не смотрел ранее.
Еще более «практичный» совет как минимизировать последствия ухода ценного сотрудника или «передача интеллектуального ресурса» (Transfer of skills), которая заключается в следующем:
Передача уникальных знаний в форме тренингов, семинаров или (о, Путин подписал закон о наставничестве) иных методов обучения. Сразу скажу, такой метод подходит лишь к специалисту с альтруистическими наклонностями, по общей статистике такой тип характера лишь у одного из четырех (в реальности еще ниже, иначе он не был топовым специалистом). Да и сейчас делиться знаниями (особенно полученными за деньги) люди стремятся тоже только за деньги.
Если хозяин ломбарда позволяет своим сотрудникам небольшие вольности, будь то внеплановый отпуск в связи с горящим туром, покупка невыкупленных залоговых изделий по себестоимости, хороший корпоратив в хорошем ресторане, то и в ответ он вправе получить лояльное отношение работника. Да и получает, чаще всего.
Уважайте сотрудников, и они будут уважать вас.
А теперь маленькая ломбардная тайна: больше всего я боюсь не профессионального хэдхантера, а программиста, который обслуживают мою фирму. И не только мою, а еще пятьсот подобных. Он со всеми на ты, знает о секретах работников и их чаяниях больше, чем я сам. Он всё знает про зарплаты и обстановку сотен подобных заведений, и (отнюдь не по слухам), он поспособствовал переходу сотен сотрудников, в том числе трех десятков главных бухгалтеров. Вот где корень «зла».