Аудит в ломбарде

Аудит в ломбарде

     Недавно сайт Хэдхантер опубликовал список самых высокооплачиваемых профессий среднего звена. И в ТОП-5 вошли специалисты по внутреннему аудиту, иначе говоря, ревизоры. Профессия попала в этот перечень далеко не случайно…

С развалом СССР приказало долго жить и КРУ (Контрольно-ревизионное управление), которое имело очень широкие полномочия, сотрудничало с ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) и было первым барьером на пути к коррупции и спекуляции.

И лишь спустя добрый десяток лет предприниматели новой формации начали задумываться о контроле наличных товарно-материальных ценностей, денежных средств, ценных бумаг и основных средств. Специалистов, способных указать руководителю на слабые места, осталось совсем немного, а возраст их уже тогда можно было назвать преклонным. Передача опыта не произошла, поколение было потеряно, и лишь теперь нарабатывается новая база знаний.

Вот и получается, что хороших специалистов мало, взрастить собственного дорого… а в ломбардах с учетом новизны бизнеса опыт полностью приходится получать с нуля. Так или иначе, но в ломбардах получила распространение практика назначать ревизорами цепких специалистов низшего сегмента, которые лишены таких качеств как панибратство и ложное сострадание к ошибкам других.

Весь процесс аудита можно свести к четырем вопросам: что проверять, где, когда и как проверять? Наибольший опыт требуется, чтобы ответить на вопросы «что» и «как», в то время как вопросы «где» и «когда» больше относятся к сфере планирования процесса.

Хороший ломбард хорош прежде всего своей аудиторской программой, которая включает такие пункты как:

  1. График аудита (сеть из 10-20 ломбардов может обойтись 1 аудитором, если ломбардов больше, то и количество ревизоров растет. Если в сети 20 ломбардов, то проверять их можно 1 раз в 2-3 месяца).
  2. Сроки аудита (зависит от количества первичной документации в ломбарде. При потоке 10 человек в день месячная работа обычно проверяется аудитором за день).
  3. Бизнес-процессы, которые подвергаются аудиту (к этому мы еще вернемся, именно этот пункт отвечает за вопрос «что проверять»).
  4. Интерпретация результатов аудита и сроки устранения ошибок и замечаний (интерпретация, как минимум, должна охватывать соответствие законам, правилам и нормативным документам ломбарда, а в идеале влиять на экономические показатели деятельности).
  5. Программа тестирования сотрудников (призвана установить уровень работников и улучшить профессиональные знания… хотя бы дать стимул к этому).

Основные бизнес-процессы, которые подвергаются аудиту

Заполнение первичных документов:

— точность арифметических записей;

— соответствие подписей;

— правильность разнесения операций по счетам бухгалтерского учета;

— соответствие нормативным и законодательным актам.

Текущая отчетность:

— соответствие первичной документации;

— сроки исполнения и полнота.

Анализ содержания сейфа:

— соответствие наличных денежных средств записям в кассовой книге и контрольной ленте кассового аппарата;

— соответствие залогового имущества реестру;

— правильный вес и категорийность залогового имущества, которые влияют на оценку;

— целостность упаковки, комплектность, правильность хранения.

Общее состояние ломбарда:

— состояние оборудования и основных средств;

— сохранность прочих активов.

 

Интерпретация результатов должна включать обзор предыдущих аудиторских проверок, рекомендации по устранению выявленных нарушений, степень влияния нарушений на доходность процесса, причины ошибок (непреднамеренные, сознательные, мошенничество, халатность…).

В идеале аудитор должен напрямую влиять на изменение стандартов управления, которые двигают в ту или иную сторону финансовые показатели:

— методология кредитного портфеля (зависимость займов от оценки и сроков залога);

— методология ликвидности невыкупленного залогового имущества и обращения его в «живые» деньги;

— перекосы и разрывы в горизонтальных связях между подразделениями;

— динамика развития ломбарда, стратегическое планирование.

 

Аудитор должен быть вооружен мощным программным инструментарием, который бы позволял выявлять всплески активности того или иного анализируемого критерия. Правильность нахождения критериев проверки приходит только с опытом.

Всем известная жизненная мудрость – лучший опыт приходит вместе с потерей денег. Вы знаете, почему во всем мире процветают казино? Человек пришел – проиграл – ушел, снова пришел – проиграл, а в третий раз уже и не пойдет – опыт печален. Поэтому казино всегда дает немного выиграть, чтобы уж потом взять свое, а у человека остается за плечами опыт – я же выигрывал…

Пример такого критерия: на одном из филиалов срок выкупа изделий в последний день льготного периода выше на 20%, чем на других филиалах, и так продолжается уже несколько месяцев. Аудитор выявляет, что выкупаются, как правило, изделия большого веса и высокой категории. Дополнительная проверка показала, что подписи при этом подделаны. Эксперт-оценщик понимал рыночную стоимость изделия (несколько раз даже с бриллиантами), в процессе обзвона клиентов подтверждалась догадка, что клиент займ погашать не будет, и эксперт выкупал изделие сам. Прямого ущерба ломбарду нет, но выгода прошла мимо.

Еще один пример: на одном из филиалов процент невыкупа тяжеловесных изделий на 20% выше, чем на других филиалах. Здесь обратная ситуация – эксперт занижала категорию залога, принимая его как лом, а в момент передачи на торги подменяла изделие на аналогичное по весу, но совершенно другое по качественным характеристикам. Тут уж и прямой ущерб, и потеря репутации.

И еще один пример: средний срок залога больших кредитов на одном из филиалов на 20% меньше, чем на других филиалах. Аудит выявил такую закономерность – на пятый-шестой день работник ломбарда оформлял выкуп и вносил свои деньги в кассу, а доверчивому клиенту в момент действительного выкупа насчитывались полные проценты, которые и шли в личный карман, несоответствие сумм объяснялось сбоем в программе.

Со временем нарабатывается база знаний хищений и ухищрений, а сотрудники ищут другие способы обогащения – процесс вечен. А для ломбарда как никогда подходит фраза «шерше ля фам», ибо такова специфика бизнеса.