Вроде бы и ненужная статья, но продажей изделий из золота вам придется заняться поневоле.
Самый занимательный и подробный законодательный акт в мире принадлежит крупнейшему производителю ювелирных изделий – Италии. В этом акте более 500 статей, регулирующих все аспекты клеймения со множеством примечаний. Согласно этому акту наверное и золотой голос Лучано Паваротти должен быть заклеймен. В Италии апробирование и клеймение полностью лежит на производителях, зарегистрированных в Торговой палате и получивших на Монетном Дворе именное клеймо. Негосударственные пробирные лаборатории имеют задачу держать рынок под эффективным аналитическим контролем.
Как это все соотносится с Пробирным надзором Казахстана? Сейчас проведем параллели.
В 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 8 октября 1991 г. №887-XII «Об утверждении Положения о государственном пробирном надзоре Казахской ССР» учреждена Государственная инспекция пробирного надзора.
В 2000 году Казахстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации и Государственный центр обследования производителей алкогольной продукции были ре-организованы путем их преобразования в открытое акционерное общество «Национальный центр экспертизы и сертификации (далее НаЦЭиС), 100% акций уставного капитала которого принадлежит государству. Хотя бытует мнение, что пробирной надзор в Казах-стане стал частным.
Так ли это?
Вы готовы вложить деньги в ювелирные изделия производства Казахстана?
Усилим вопрос, вы готовы покупать изделия с клеймом барса?
Порядок клеймения ювелирных изделий был добровольным до 21 апреля 2005 го-да, а именно в этот год, который ООН объявил «Международным годом микрокредитования» (как символично), в Казахстане вступили в действие Правила внутренней торговли, которые в том числе содержат параграф 7 (статья 6): «Требования к продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней». Позволим привести его себе полностью в действующей редакции:
Параграф 7. Требования к продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
171. Реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, часов в корпусе из драгоценных металлов осуществляется через торговые объекты, оснащенные охранными элементами или специальной охраной.
172. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал проходят предпродажную подготовку, которая включает:
1) осмотр и разбраковку изделий;
2) проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Республики Казахстан (для изделий казахстанского производства) и изготовителя;
3) сохранность пломб и ярлыков;
4) сортировку по размерам.
173. Объекты торговой деятельности, где производится продажа ювелирных изделий из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней, оснащаются весовыми при-борами соответствующих типов и классов точности.
При продаже ювелирных изделий из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней используются весы и разновесы, имеющие свидетельства уполномоченного органа в области технического регулирования и метрологии о своевременной поверке.
Взвешивание золота и платины производится с точностью до 0,01 г, серебра – до 0,1 г. Драгоценные камни взвешиваются с точностью до 0,01 карата, полудрагоценные — до 0,01 г, поделочные до 0,1 г. Ювелирные и золотые изделия взвешиваются с точностью до 0,01 г, серебряные изделия — до 0,1 г.
По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.
174. Предусмотренный настоящими Правилами порядок продажи изделий из золота полностью распространяется на изделия из платины и палладия.
175. Продажа ювелирных изделий, предметов сервировки стола, украшений помещений и других изделий из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий и их сплавы), изделий с драгоценными камнями и жемчугом, а также изделий из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, произведенных как в Республике Казахстан, так и ввезенных на ее территорию, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков изготовителей.
Продажа ограненных драгоценных природных камней и жемчуга осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или на набор продаваемых камней.
176. При продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а так-же ограненных драгоценных природных камней используется индивидуальная упаковка.
177. В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке-дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.
Так что с этого момента нарушение данных правил влечет административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. Но статистика наказаний за использование чужого товарного знака показывает, что на практике закон не действует.
9 января 2013 года в Казахстане вступили в силу Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными камнями, ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также необработанными природными алмазами, Правила клеймения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, Правила ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Таможенный союз, и вывоза из территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных камней, ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
В течение последних лет в Казахстане идут серьезные изменения по восстановлению существовавшей ранее системы пробирного надзора, во многом это связано с планирующимся подписанием между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан Соглашения об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на единой таможенной территории Таможенного союза. Целью Соглашения является создание условий для обеспечения свободного обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе продукции из них между странами-участниками Соглашения.