Работает ли эксперт «налево»?

Работает ли эксперт «налево»?

Очень часто в своей работе мне приходится общаться с руководителями ломбардов, которых интересует лишь один вопрос: «Воруют или нет»?  Классик, как мы знаем, ответил на этот вопрос утвердительно: «Воруют».

Воруют еще и потому, что образ ломбарда не ассоциируется с положительными эмоциями (особенно у людей, которые туда никогда не обращались).

В условиях жесткой конкуренции и повального снижения процентных ставок для получения прибыли сотрудникам приходится больше работать. (Если в 2008 году ежедневная ставка в 0,8% была привлекательной, то 2015 год повсеместно можно назвать «Годом ставки 0,2%»). А б’ольший объем работы без увеличения заработной платы в любом случае вызывает желание «подработать» даже у кристально честных сотрудников.

Могу сказать одно, что изобретательность отдельных индивидов в части глубины схем «честного отъема» денег у работодателя на порядок выше уровня всех чинимых препон, будь то тотальный контроль или жесткое ограничение на уровне программного обеспечения.

Как это ни странно, но в сети ломбардов проще выявить таких сотрудников, чем в отдельно взятом деловом предприятии.

Часто руководители закрывают глаза на различного рода финансовые «проступки», потому что прожженность эксперта позволяет получать больше прибыли  за счет его профессионализма.

Хорошей иллюстрацией этому будет отрывок из романа «Вечный зов»: «Дак украду копейку, а рубль сохраню».

Однако «закручивание гаек» не всегда идет на пользу….но попробуем рассмотреть несколько аспектов, на которые необходимо пристально обратить внимание.

1.   Законодательство Казахстана практически не регулирует деятельность  ломбардов. Шаги в этом направлении ведутся и скоро должен выйти закон о контроле над оборотом драгоценных металлов. Пока закон гласит, что скупка изделий из драгоценных металлов ломбардами запрещена. Но, вопреки закону, какая-то часть экспертов на свой страх и риск вполне себе по ломбардным расценкам скупает золото у населения.

Клиент приносит золотую вещь и сразу предупреждает, что выкупать он ее не собирается. Ломбард в таком случае берет минимальные проценты за пользование кредитом (очень часто за 3 дня). И здесь наступает простор творчества у эксперта-оценщика: вещь можно элементарно подменить, оценить по более низкой категории и т.п. А разница в цене осядет в кармане эксперта.

Есть более сложный вариант, когда  залог относится к самой возможной высокой категории, а клиент отдает эксперту откат.

Бороться с этим очень сложно. Способ один – «засланные казачки».

2.   Не выкупленное залоговое имущество не выводится на торги. Как правило, это касается изделий, сумма кредита  по которым была заведомо ниже их рыночной стоимости (чаще всего по просьбе самого клиента). И даже с учетом набежавших процентов за период гарантийного срока хранения сумма продажи такого изделия с лихвой покроет все убытки.

То есть эксперт-оценщик сам в последний гарантийный день выкупает такую вещь, подделывая подпись клиента в залоговом билете и одновременно оформляя экземпляр клиента как утерянный.

В качестве одного из методов борьбы с таким явлением владельцы ломбардов издают должностную инструкцию о заполнении залоговых билетов, в которой говорится, что вместо подписи клиент должен собственноручно написать фамилию, имя и отчество.

Одновременно это служит методом борьбы против ряда мошеннических приемов клиентов. Все-таки почерковедческая экспертиза будет работать не с «крестиком», а с достаточным  набором символов.

В сети ломбардов как правило выявить такое явление проще – мониторинг процента выкупленных вещей в день окончания льготного периода. Любое отклонение сигнализирует о том, что с данным филиалом «не все чисто».

Еще один сигнал – это неверное указание номера телефона клиента. Не дозвонился – не проверил.

3.   Заведомо низкая оценка изделия с камнем за счет уменьшения веса металла. Применяется как правило лишь по отношению к тем клиентам, в которых наметанный глаз эксперта видит новичка. Такое имущество как правило выкупается в день окончания гарантийного срока.

Особое внимание нужно уделять массивным предметам со вставками и золотым часам.
Не забываем о законе перехода количества в качество: если работник весь полученный таким образом доход передает в пользу ломбарда, то рано или поздно вы почувствуете отток клиентов.

4.   Прямые кражи сотрудниками залогового имущества из сейфа как правило редки, но исключать такие случаи тоже нельзя.

Метод борьбы простой – при сдаче смены оформлять приемо-сдаточный акт или передаточную ведомость. А в случае увольнения или отпуска сотрудника такая процедура должна быть нормой.

5.   В моей практике встречались хоть и не уникальные, но довольно редкие случаи извлечения прибыли экспертом.

Эксперт-оценщик, которого не оформили официально на работу, выдал кредиты своей подруге в сумме около миллиона тенге под залог бижутерии и…  в один прекрасный день просто не вышел на работу. Доказать злой умысел не удалось.

Были случаи подмены экспертами бриллиантов и даже самого изделия, причем подделка была так качественно выполнена, что владелец узнал об этом спустя год, когда заложил изделие в другой ломбард.


Помните, что превентивные меры борьбы пока никто не отменял:

— официальный прием на работу и высокая заработная плата
— постоянные инвентаризации и изменение схем  контроля
— если поток клиентов позволяет фотографировать залоговое имущество, то не пренебрегайте такой возможностью. Этим вы обезопасите себя от целого ряда мошеннических действий.

«Немотивированная щедрость провоцирует на дальнейшие вымогательства»